- Введение в апскейлинг и его значение в современных играх
- Основные методы апскейлинга с 1080p до 4K
- Билинейный и бикубический апскейлинг
- NVIDIA DLSS
- AMD FSR
- Intel XeSS
- Методика тестирования
- Критерии оценки изображения
- Результаты тестирования
- Визуальное качество
- Производительность (FPS)
- Особенности апскейлинга в динамичных экшен-играх
- Советы и рекомендации по выбору метода апскейлинга
- Мнение автора
- Заключение
Введение в апскейлинг и его значение в современных играх
Современные видеоигры все чаще стремятся использовать разрешение 4K, обеспечивая абсолютную детализацию и реалистичное изображение. Однако не всегда производительность систем позволяет запускать игры именно в родном 4K, особенно в динамичных экшен-играх, где важна высокая кадровая частота. В таких случаях на помощь приходит технология апскейлинга – увеличение разрешения изображения с более низкого, например с 1080p, до 4K с помощью программных или аппаратных методов.

Апскейлинг помогает повысить визуальное качество без значительного ущерба для производительности, но качество такого увеличения сильно зависит от выбранного метода. В этой статье будут рассмотрены основные способы апскейлинга, проведено сравнение их качества в динамичных экшен-играх, а также будут даны рекомендации по их использованию.
Основные методы апскейлинга с 1080p до 4K
Существует несколько популярных методов апскейлинга, которые широко используются в игровых движках и видеокартах:
- Билинейный и Бикубический фильтры — классические программные методы интерполяции с базовой обработкой.
- NVIDIA DLSS (Deep Learning Super Sampling) — аппаратно основанный метод с использованием нейронных сетей.
- AMD FSR (FidelityFX Super Resolution) — алгоритмический апскейлинг с открытым исходным кодом.
- XESS (Xe Super Sampling) от Intel — перспективный метод с применением машинного обучения.
- Native 4K — рендеринг игры изначально в разрешении 4K без апскейлинга.
Билинейный и бикубический апскейлинг
Данные методы применяют простые математические алгоритмы для увеличения картинки. Они достаточно быстры, но часто дают размытие и потерю четкости деталей.
NVIDIA DLSS
DLSS использует искусственный интеллект для восстановления деталей изображения после рендеринга в более низком разрешении. Метод позволяет добиться близкого к родному 4K качеству и существенно повышает FPS в сложных сценах. Особенно эффективен в динамичных боевых играх с многочисленными эффектами.
AMD FSR
FSR является более универсальным и аппаратно независимым алгоритмом. Он предлагает несколько режимов качества, от максимальной производительности до максимального качества, и подходит для разных систем. Однако по сравнению с DLSS, качество иногда уступает, особенно в передаче мелких текстур и четкости на движущихся объектах.
Intel XeSS
Новейшая технология Intel XeSS также использует ИИ и предлагает конкуренцию DLSS и FSR. Пока поддержка ограничена, но первые тесты показывают весьма конкурентоспособное качество и производительность.
Методика тестирования
Для оценки качества апскейлинга от 1080p до 4K в динамичных экшен-играх была выбрана серия популярных игр с высокими скоростями движения камеры и множеством визуальных эффектов:
- DOOM Eternal
- Call of Duty: Modern Warfare
- Devil May Cry 5
- Metro Exodus
Тестирование проводилось на системе с видеокартой NVIDIA RTX 3080, процессором Intel Core i7-11700K и 32 ГБ оперативной памяти. Каждая игра была настроена на 1080p, после чего применялись различные методы апскейлинга с измерением:
- Визуального качества — оценка четкости, артефактов и детализации.
- Производительности — измерение средней и минимальной частоты кадров (FPS).
- Чувствительности к динамике сцены — оценка качества изображения в быстро меняющихся кадрах.
Критерии оценки изображения
| Критерий | Описание | Вес в оценке качества |
|---|---|---|
| Четкость деталей | Насколько хорошо апскейлинг сохраняет мелкие текстуры | 40% |
| Отсутствие артефактов | Низкое количество визуальных искажений, шлейфов | 30% |
| Корректность цветопередачи | Правильное отображение цветовых оттенков без искажений | 20% |
| Отсутствие размытия в движении | Минимум размытия при быстром движении камеры и объектов | 10% |
Результаты тестирования
Визуальное качество
NVIDIA DLSS показала лучшее сохранение деталей на быстро движущихся объектах и практически не уступала нативному 4K по четкости. Артефактов почти не наблюдалось. Это особенно заметно в таких играх, как Devil May Cry 5, где много быстрых атак и эффектов.
AMD FSR имела более заметное размытие и легкий «шлейф» в динамических сценах, особенно в режиме максимальной производительности. При переключении в режим качества эффект улучшался, но все равно уступал DLSS.
Билинейный и бикубический апскейлинг вызывал сильное размытие и потерю мелких деталей, особенно на дальних объектах. В динамичных сценах изображение часто казалось размытым и нечетким.
Intel XeSS показал обнадеживающие результаты, сравнимые с DLSS в некоторых тестах, но в целом метод все еще требует доработки и широкой поддержки игр.
Производительность (FPS)
| Метод | Средний FPS | Минимальный FPS | Погрешность в изображении |
|---|---|---|---|
| Нативный 4K | 58 | 42 | Отсутствует |
| DLSS (Quality) | 95 | 78 | Минимальна |
| FSR (Ultra Quality) | 85 | 70 | Средняя |
| Bi-linear | 110 | 90 | Высокая (размытие) |
| Intel XeSS (alpha) | 90 | 75 | Средняя |
Как видно, методы на основе ИИ позволяют существенно повысить частоту кадров в сравнении с нативным рендерингом 4K, при этом сохраняя приемлемое качество изображения.
Особенности апскейлинга в динамичных экшен-играх
Динамичные экшен-игры предъявляют повышенные требования к качеству апскейлинга из-за большого количества быстрых движений, спецэффектов, смены планов камеры и высокой детализации важных визуальных элементов, таких как оружие, враги, окружение.
- Чистота и четкость — игрок должен распознавать мельчайшие детали для быстрого реагирования.
- Минимум артефактов — любые искажения могут отвлечь или ввести в заблуждение.
- Низкая задержка — апскейлинг не должен увеличивать задержку вывода изображения.
- Стабильность FPS — для плавного игрового процесса даже в сложных сценах.
В связи с этим, наиболее удачными считаются решения, основанные на нейросетевых подходах, так как они лучше адаптируются к быстро сменяющимся сценам.
Советы и рекомендации по выбору метода апскейлинга
- Если у вас видеокарта NVIDIA RTX: рекомендуются технологии DLSS, особенно в играх с поддержкой этих методов. Они обеспечивают оптимальный баланс качества и производительности.
- Для видеокарт AMD: стоит обратить внимание на FSR 2.0 или выше, которые предлагают достойное качество и не завязаны на конкретный аппаратный бренд.
- Если используется старая видеокарта или отсутствует поддержка ИИ: стоит рассмотреть базовые методы, но лучше понизить разрешение и играть на более низких настройках, чтобы избежать размытия.
- Intel XeSS на текущий момент рекомендуется для экспериментов и игр с поддержкой, но к массовому использованию подходит позже.
- Важно проверить качество изображения именно в динамике: стационарные скриншоты не всегда отражают реальное восприятие при быстром движении.
Мнение автора
«Для игроков, стремящихся к высокому FPS и качественной картинке в динамичных экшен-играх, выбор апскейлинга на базе искусственного интеллекта сегодня является оптимальным решением. Несмотря на небольшой компромисс с точностью, взамен пользователь получает плавность и детализацию, которые ранее были доступны только с нативным 4K и мощными системами.»
Заключение
Тестирование методов апскейлинга с 1080p до 4K в динамичных экшен-играх показывает, что современные технологии на базе искусственного интеллекта, такие как NVIDIA DLSS и Intel XeSS, обеспечивают лучшее качество изображения и значительный прирост производительности по сравнению с традиционными алгоритмами.
AMD FSR, будучи более универсальным и аппаратно независимым решением, предлагает интересный компромисс, но иногда уступает в динамичных сценах по детализации и отсутствию артефактов. Классический билинейный и бикубический апскейлинг сегодня скорее уступает роли из-за низкого качества результата и размытости изображения.
Таким образом, выбор метода апскейлинга напрямую зависит от аппаратной платформы и предпочтений пользователя. Важно учитывать характер игры и требуемую производительность, а также тестировать решения в реальном игровом процессе, чтобы оценить ощущения от картинки в движении.
В будущем можно ожидать дальнейшего улучшения технологий апскейлинга, что позволит всё шире применять низкоразрешенный рендеринг с последующим качественным увеличением для поддержки 4K и выше.