Сравнение производительности RT-ядер NVIDIA разных поколений в игровых сценах

Введение в технологию RT-ядер NVIDIA

RT-ядер (Ray Tracing cores) — это специализированные вычислительные блоки, появившиеся в архитектуре видеокарт NVIDIA начиная с поколения Turing (RTX 20-серия). Они оптимизированы для ускорения трассировки лучей в реальном времени, что существенно повышает качество освещения, отражений и теней в современных играх. С тех пор NVIDIA выпустила несколько поколений RT-ядер: Turing, Ampere (RTX 30-серия) и Ada Lovelace (RTX 40-серия).

Основные характеристики RT-ядер разных поколений

Поколение Архитектура Число RT-ядер Ускорение трассировки Поддерживаемые технологии
Turing (RTX 20) TU102 и др. 272 (RTX 2080 Ti) Первое поколение RT-ядер DXR, Ray Tracing, DLSS 1.0
Ampere (RTX 30) GA102 и др. 82 (RTX 3060) – 84 (RTX 3090) Улучшенное ускорение вдвое DXR, Ray Tracing, DLSS 2.0
Ada Lovelace (RTX 40) AD102 и др. 144 (RTX 4070) – 128 (RTX 4090, сложное деление ядер по специфике) Значительное улучшение с оптимизациями DXR, Ray Tracing, DLSS 3.0

Стоит отметить, что ключевым фактором производительности является не просто количество RT-ядер, а их архитектурные особенности, пропускная способность и способность совместной работы с другими блоками GPU.

Методика сравнения производительности RT-ядер

Для объективного сравнения RT-ядер различных поколений NVIDIA были выбраны несколько игр с встроенной трассировкой лучей, которые позволяют задействовать все возможности технологий DXR и DLSS:

  • Cyberpunk 2077 (2022)
  • Control (2019)
  • Metro Exodus Enhanced Edition (2021)
  • Minecraft RTX (Reflections Test)

Тесты запускались в одинаковых игровых сценах с фиксированными настройками графики, разрешением 1440p, включённым RT (Ultra) и DLSS в режиме качества. Модели видеокарт и конфигурация тестовых систем оставались идентичными, чтобы исключить влияние процессора и ОЗУ.

Результаты тестов и сравнительный анализ

Игра RTX 2080 Ti (Turing) RTX 3080 (Ampere) RTX 4080 (Ada Lovelace)
Cyberpunk 2077 (FPS) 38 59 85
Control (FPS) 45 72 110
Metro Exodus EE (FPS) 33 60 95
Minecraft RTX (FPS) 50 85 130

Из таблицы прослеживается значительный рост производительности RTX 3080 по сравнению с RTX 2080 Ti — от 50% до почти 80%, а также существенный скачок в поколении Ada Lovelace (RTX 4080), который в среднем увеличивает FPS еще на 40–50% по сравнению с Ampere.

Факторы, влияющие на рост производительности RT-ядер

  • Увеличение тактовых частот: каждое новое поколение характеризуется более высоким рабочим частотам RT-ядер.
  • Оптимизация архитектуры: улучшена эффективность работы с трассировкой лучей на уровне пайплайна.
  • Совместимость с DLSS: новые версии DLSS, особенно DLSS 3.0, дополняют RT-ядра, обеспечивая более высокую частоту кадров.
  • Улучшенная пропускная способность памяти: это снижает узкие места при обработке сложных сцен с высокой детализацией.

Примеры реальных игровых сцен

Cyberpunk 2077

В сцене с интенсивным освещением неона и отражениями на мокром асфальте RTX 2080 Ti испытывает ощутимую нагрузку, падая до 35–40 FPS. RTX 3080 позволяет комфортно играть на 55–60 FPS, а RTX 4080 — стабильно выше 80 FPS без снижения качества трассировки.

Control

Известный своей продвинутой трассировкой лучей игровой район «The Maintenance Sector» демонстрирует, что RTX 2080 Ti часто стабилизируется на 40–45 FPS, в то время как RTX 3080 достигает порядка 70 FPS, а RTX 4080 — более 100 FPS, что обеспечивает беспрецедентно плавный опыт с ультра-настройками.

Заключение

Сравнительный анализ производительности RT-ядер разных поколений NVIDIA демонстрирует очевидный прогресс в технологиях трассировки лучей. Архитектуры Ampere и Ada Lovelace предлагают не просто увеличение количества ядер, но и качественно новый уровень обработки лучей, что способствует более реалистичному и плавному игровому процессу.

Мнение автора:

«При выборе видеокарты для игр с продвинутой трассировкой лучей стоит акцентировать внимание не только на количестве RT-ядер, но и на архитектурных улучшениях и поддержке новых версий DLSS. В настоящее время оптимальным выбором для игр с RT является поколение Ada Lovelace, которое обеспечивает наилучшее соотношение производительности и качества картинки.»

Однако если бюджет ограничен, Ampere (RTX 30-серия) по-прежнему остаётся отличным выбором для комфортной игры с трассировкой, а Turing — хороший вариант для тех, кто хочет попробовать RT с минимальными вложениями.

Рекомендации

  • Для максимальной производительности с трассировкой лучей — RTX 40-серия (Ada Lovelace).
  • Для баланса цены и качества — RTX 30-серия (Ampere).
  • Для ознакомления и ограниченного бюджета — RTX 20-серия (Turing) с DLSS.

Таким образом, RT-ядра продолжают играть ключевую роль в визуальном развитии игр, и будущее технологии выглядит весьма перспективно благодаря постоянному совершенствованию архитектур NVIDIA.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: